Здравствуйте.
По авторскому праву такие вопросы:
Использование в фильме и/или литературном произведении имени и краткого описания внешности известного человека, а также названии футбольного клуба, где он играет. В данном случае очень желательно сохранить всё как есть, не изменяя имена и названия. Всё это будет выстроено на выдуманной, не порочащей ничью честь и репутацию истории. Но какие права и законы здесь могут быть против меня, если вдруг кому-то это не понравится? В частности, если вдруг это не понравится самому реальному лицу или его агентам, представителям, близким людям, в том числе представителям футбольного клуба.
И можно ли использовать в произведениях наименования социальных сетей как они есть в разных контекстах? "Вконтакте", "Инстаграм" и т.д.
-
Налоговый консультант, юрист по финансам
Здравствуйте, Игорь, прежде всего следует понимать название футбольного клуба является зарегистрированным товарным знаком или нет. Данный факт имеет значение в целом, т.к. словесное и иное обозначение не зарегистрированное в качестве товарного знака правовой охране не подлежит.
В целом использование в художественном произведении — книге слов и словосочетаний в отношении которых зарегистрированы товарные знаки (ст. 1477 ГК РФ) правомерно и не влечет ответственности.
Упоминание данных слов в книге по смыслу ст. 1484 ГК РФ не является незаконным использованием товарного знака. Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В частности нарушение имеет место при незаконном размещении товарных знаков:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Вместе с тем, следует отметить, что использование товарных знаков, например в виде изображений, на обложке книги — это принципиально другая ситуация, в этом случае необходимо получать разрешение правообладателя, заключив с ним лицензионный договор.